Авторское право, Брэнд-аудит

На Западе уже признали очевидную истину: современная рыночная конкуренция это не борьба товаров, а борьба брэндов. Если однотипных товаров на рынке 10, 20 или 50, а их характеристики примерно одинаковы, доминировать будет тот, кто удачнее всех построит брэндинг.

Что такое брэнд? Это прежде всего название фирмы или товара, а кроме того – сопутствующие атрибуты: фирменный знак, фирменная упаковка, фирменный стиль, фирменные цвета, корпоративная форма одежды, и т.д.

Брэнд сейчас стал самостоятельным товаром, который иногда стоит дороже, чем сами производственные мощности и секреты производства. Например, брэнд «Мерседес», если его продавать, стоит дороже, чем заводы по производству этих машин. Ибо, если заводы потеряют право называть свои машины «Мерседес», их ждёт кризис или крах, хотя машины хуже не станут. То же самое почти во всех областях экономики: электроника (Sony, Panasonic, …), стиральные порошки, продукты питания, напитки (Coca-cola), сети кафе («Кофе-хаус»), сети гостиниц, известные газеты и журналы («Cosmopolitan»), авиакомпании, солидные вузы (Оксфорд, МГИМО), мотоциклы, синтезаторы, список можно продолжать до бесконечности. Все они без наработанного и удачного брэнда перестанут существовать. Брэндинг не имеет такого значения только там, где есть монополии, например, поставка электричества. Хороший ли брэнд «Петроэлектросбыт», или плохой – всё равно выбора никакого нет, а от электричества никто не откажется.

При этом сфера обращения брэндов это область, наиболее уязвимая с правовой точки зрения. С одной стороны, нужно обходить множество запретов и ограничений. С другой стороны, чем удачнее брэнд, тем больше он привлекает «паразитов», которые, подделываясь под чужой брэнд, получают выгоду. Это влечёт убытки и требует защиты.

Соответственно, при создании нового брэнда нужно правильно выстроить его правовой фундамент. А при наличии действующего брэнда нужно убедиться в его правовой чистоте, отслеживать нарушения авторских прав и осуществлять грамотную защиту брэнда, а при необходимости – также и доработку правового фундамента.

Именно этим целям и служит Брэнд-аудит. Брэнд-аудит это комплексный анализ правовой устойчивости бренда; описание сильных и слабых сторон; оценку сходных зарегистрированных или «общеизвестных» брэндов и оценку степени пересечения интересов; оценку возможности создания «паразитов» на грани степени смешения; оценку полноты охвата МКТУ; комплекс рекомендаций по усилению правовой защиты брэнда; иные рекомендации. Отчасти здесь затрагиваются также и экономические, маркетинговые и рекламные аспекты брэнда, ибо правовая защита имеет ценность именно тогда, когда есть что защищать.

Брэндинг – это та область авторского права, которая касается практически любого бизнеса в любой сфере. Кроме того, деятельность часто бывает связана с другими объектами авторского права и правами на них: изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, научные разработки, результаты НИР, создания дизайнерского искусства, произведения литературы, музыки, аудиовизуальные произведения (фильмы, рекламные клипы), живописи, иные изобразительные произведения, произведения скульптуры, архитектуры, кулинарные рецепты, селекционные достижения, и много другое.

С развитием компьютерных технологий появилось много ранее неизвестных объектов авторского права: компьютерные программы, базы данных, носители информации, и многое другое.

Есть также т.н. составные произведения, которые тоже защищаются законом: сборники (научные, литературные, музыкальные, и др.), энциклопедии, дайджесты, базы адресов, и др.

Грамотное использование и защита своих авторских прав помогает избежать правовых проблем и убытков.

 

© 2009-2017, Автономная некоммерческая организация
«Экспертно-консультационное агентство «ЭКИДА»

190005, г. Санкт-Петербург, ул. 5-ая Красноармейская, д. 3, литер. А
Телефоны: (812) 317-87-42, 380-78-38

Создание и продвижение сайта студия веб дизайна — iFrog